Завантаження ...
knukim.edu.ua
Новобудови Києва

Сказанное не "то" на уроке истории могут донести

Никто не догадывается, как сложно приходится учителям истории, особенно, когда приходит время рассказывать о советском времени. Учителя рассказали, как они это сегодня делают. В интервью объявленный в Украине Учителем года Василий Дякив (преподаватель истории) объяснил, как подает ученикам темы, которых коснулась ...

 

Никто не догадывается, как сложно приходится учителям истории, особенно, когда приходит время рассказывать о советском времени. Учителя рассказали, как они это сегодня делают. 

В интервью объявленный в Украине Учителем года Василий Дякив (преподаватель истории) объяснил, как подает ученикам темы, которых коснулась декоммунизация. Например, Вторую мировую и Великую Отечественную войну.

В частности он сказал: "как мы можем говорить о Великой Отечественной войне, если мы строим независимую Украину, которой 30 лет? Если бы мы были в другом государстве, это было бы уместно. Но мы, как независимая Украины, не можем называть эту войну Великой Отечественной. Я говорю, и учебная программа говорит – а это государственный документ, который базируется на политике государства – о немецко-советской фазе Второй мировой войны. Которая происходила на территории современной независимой Украины... Базовый принцип – государственная позиция и идеология строительства независимой Украины. Мы – европейская страна. И у нас демократические ценности. Мы не являемся правопреемником Советского Союза, о чем мы тоже говорим 11-классникам. Поэтому мы не можем называть Великую Отечественную войну частью истории независимой Украины, потому что тогда мы фактически признаем себя частью великой империи российского государства".

Это интервью вызвало немалый резонанс. И мы решили опросить других украинских учителей истории, как они теперь подают темы советского периода.

Петр Д., учитель истории в Киевской области:

"Я работаю в колледже – преподаю всемирную историю студентам с 9 класса, историю Украины – в 10-11 классе. Рассказываю ученикам я по-прежнему все, как оно было.

Хотя вообще такое ощущение, что сейчас история особо никого не интересует. На историю Украины уменьшились часы: в прошлом году на предмет "Украина и Мир" отводилось 127 часов, в этом – уже 87. По Истории Украины на старших курсах тоже идет уменьшение.

И еще момент. Раньше был предмет "История Украины". В последние два года программу изменили – теперь дисциплина называется "История: Украина и Мир". То есть, теперь эти две дисциплины изучаются параллельно, а раньше зарубежная история и история Украины преподавались отдельно. Это был совсем другой предмет – Всемирная история. Сейчас эти два предмета объединили. И получилась каша. Такое ощущение, что делается все для отупения народа. А детям же надо сдавать на ЗНО историю Украины. И как? Если преподают им другое?

В Украине деньги на научные работы не выделяются, археология умирает. Педагоги уходят из профессии. Кто может – в бизнес, кто охранником идет работать. Вот мне 58 лет, я всю жизнь в этой системе, у меня высшая категория – и ставка 6300 грн. Это же насмешка.

Среди молодежи, скажем так, в преподаватели не самые умные люди идут. Умный человек всегда найдет высокооплачиваемую работу. А умные люди не хотят идти в педагоги. Во-первых, мало платят. А во-вторых, слишком часто меняются трактовки исторических событий – исходя из политической конъюнктуры. Для любого историка болезненно это наблюдать».

Елена В., учитель истории в Чернигове:

"Я закончила исторический факультет Национального педагогического института им. Драгоманова, преподаю историю с 2001 года.

Кто-то из моих коллег-учителей придерживается новой "декоммунизированной" нормативки, я же отношусь к ней без фанатизма. Рассказываю все так, как оно было. Не упускаю те факты, которым уделяется мало внимания в новой учебной программе. Потому что если о каком-то факте не рассказать, тяжело будет проследить цепочку исторических событий. Дети просто не поймут, почему происходит то, что происходит.

Не скажу, что после декоммунизации учебная программа сильно изменилась. В методичке нет такого, что о каких-то исторических фактах педагоги не должны упоминать. Там просто по-другому расставлены акценты. Есть темы, на которых мы, учителя, сейчас больше должны обращать внимание. Например, раньше меньше часов давалось на тему ОУН-УПА – сейчас мы должны об этом рассказывать намного подробнее.

Раньше все в школах изучали Великую Отечественную войну как часть Второй мировой войны. Теперь же, в рамках новой идеологии, мы говорим о 1941-1945 годах как о немецко-советской войне, или же как об Украине во Второй мировой войне.

Я, конечно, стараюсь придерживаюсь этих новых трактовок – просто чтобы в меня не летели камни. Но стараюсь сохранять историческую правду. Мол, раньше этот период называли Великой Отечественной войной, а сейчас принято по-другому. Я, с одной стороны, так не предаю свою совесть и профессию.

А с другой, перестраховываюсь. Потому что дети разные бывают. Кто-то придет домой и расскажет родителям, а родители у нас сейчас очень активные… Могут донести, что учитель что-то не то сказал на уроке про Великую Отечественную войну. У меня лично таких ситуаций не было, но в наше время надо быть с этим осторожным".

Сергей И., учитель истории в Черкасской области:

"Приведу конкретный пример. Раньше в советском периоде мы изучали движение партизанов – имелись в виду советские партизаны, про бандеровцев, ОУН-УПА и речи не шло. А сейчас партизанами считаются и те, и другие. Это прописано в учебной программе.

Дальше. Революцию 1917-1921 годов мы преподавали в советской интерпретации – сейчас обязаны больше раскрывать подробностей о Павле Скоропадском, Симоне Петлюра, Несторе Махно и т.д. Отдельные темы – Голодомор, раскулачивание, на них мы обязаны делать акцент. Отдельно нужно рассказывать о периоде советской украинизации 1920-х – 1930-х гг., подробно – про "Розстріляне відродження". Про Ленина – исключительно как о тоталитарном лидере.

Иначе преподается Вторая мировая война: сейчас я обязан делать упор на том, что для Украины это была не Великая Отечественная война, а именно Вторая мировая.

Декоммунизация – это глупость. Всем же понятно, что это – политика. На государственном уровне даже теперь празднуется не 9 мая, День победы, а 8 мая – День памяти и примирения. И никто не объясняет, почему. А я вам как историк скажу. Акт о капитуляции Германии подписывался в 11:30 ночи. По европейскому времени еще было 8-е мая, а по московскому уже было 9-е. Так что принципиальной разницы, когда отмечать День Победы, нет. Этому вопросу просто придали политическое значение.

Я считаю, что идеология не должна влиять на школьную программу. Но, с другой стороны, так было всегда, и не только у нас. История – такая наука, которую любая власть переделывает под себя. Современная история – это обман. Если бы те люди, которые жили 300, 500, 1000 лет назад узнали, что мы о них сейчас пишем в учебниках, они бы перевернулись в гробах. История служит власти.

Я вам так скажу. Насколько глубоко декоммунизация проникает в школы, зависит от преподавателя. Методичка методичкой, но как будет преподнесен детям тот или иной исторический период, зависит от конкретного педагога. Точнее – от его политических взглядов. Насколько ему близка нынешняя идеология власти".

Виктория С., учитель истории в Харьковской области

"Мы работаем по тем учебникам и методическим программам, которые спускаются из Киева. И там вполне понятные акценты расставлены.

Но тут многое зависит от учителя. Как он подходит к предмету. Есть такие, что говорят то, что скажут. Но у меня другой подход. Я всегда стараюсь предложить ученикам разные трактовки событий, обсудить с ними, что они о них думают.

Я говорю, что сейчас в Украине принято называть войну 1941-1945 годов немецко-советским периодом Второй мировой войны. Но раньше она называлась Великой отечественной. И объясняю почему. Также предлагаю ученикам рассказать об участии в войне их прадедов. Что они об этом знают, что рассказывают в семье. И дети включаются в обсуждение. И видно, что это для них живая тема. Они говорят, что в их семьях войну по-прежнему называют Великой Отечественной.

Также я говорю о разном отношении, которое есть к деятельности ОУН-УПА. И в Украине и за ее пределами. Например, в Польше.

Но свою точку зрения не навязываю. И вообще стараюсь очень осторожно подбирать слова. Чтоб потом не было обвинений, что я провожу какую-то идеологию. Считаю, что учителя идеологию проводить не должны. Они должны давать знания, учить умению мыслить и анализировать".

Приєднуйтесь до наших сторінок в соцмережах і слідкуйте за головними подіями:
мрия