1 Травня 2014
1964
Город Славутич – особенный во всех смыслах, начиная с причины его основания (авария на ЧАЭС) и заканчивая парадоксальным количеством упитанных и жизнерадостных котов на его улицах. Но в этот раз он стал особенным ещё и благодаря первому фестивалю кино и урбанистики “86”.
Город Славутич – особенный во всех смыслах, начиная с причины его основания (авария на ЧАЭС) и заканчивая парадоксальным количеством упитанных и жизнерадостных котов на его улицах. Но в этот раз он стал особенным ещё и благодаря первому фестивалю кино и урбанистики “86”.
Оказавшись в Славутиче, мало ощущаешь принадлежность к какому-либо культурному пространству, из-за углов то и дело сквозит никогда не реализовавшейся социалистической мечтой. На четыре дня в апреле утопический городок оказался экзотическим местом для киевской тусовки: вокруг да около замелькали фотоаппараты и смартфоны, пошагово документировавшие "отдых на природе".
Славутич – самый молодой город Украины. Он был построен в 1986 году после аварии на ЧАЭС, а здания, ставшие домом для многих пострадавших от аварии семей, были спроектированы архитекторами с разных республик Советского Союза.
Мы прибыли в Славутич 26 апреля на фестивальном автобусе, пропустив открытие и дискуссионную платформу, но впереди нас ждали два самых насыщенных дня фестиваля. Славутич оказался удивительно светлым, зеленым, геометрически правильным городом, принявшим полсотни киевских любителей кино и околофестивальной жизни.
В основе программы фестиваля “86” оказалось документальное кино.
Приятно удивил фильм "Обесточенные" Фагата Мустафы – остросюжетное путешествие по линиям электропередач индийского города Канпура. В прошлом этот город известен как промышленный Манчестер, а сегодня он оставляет тысячи людей без электричества. Свет и тьма становятся метафорой богатства и бедности, а кража – единственной возможностью получить свет. Это приводит к серии уличных протестов, перевыборам, но, к сожалению, не делает электричество доступнее для самых бедных жителей Канпура.
Фильм "Улица Лопес" режиссеров Герардо Баррозо Алькала и Лизы Тиллингер, по словам соорганизатора фестиваля Ильи Гладштейна, - пример чистой документалистики. Он показал ежедневный труд жителей одной улицы, чей день начинается и заканчивается тяжелой работой, а постоянное движение рук и ног являются способом выжить.
"Труба" Виталия Манского – один из самых ожидаемых фильмов фестиваля – стал прекрасной зарисовкой быта людей, проживающих в местах, где проходит газопровод, транспортирующий газ из России в Европу. По мере продвижения на Запад краски сгущаются: леденящий север России сменяется более теплыми украинскими пейзажами, и заканчивается маскарадом в Кёльне. "Я знала, что в России живут плохо, но я не знала, что настолько плохо", – о своих впечатлениях от путешествия по мере продвижения на Запад и о процессе съемок рассказала приехавшая на фестиваль оператор фильма Александра Иванова.
Отдельно стоит упомянуть программу коротких метров "Чернобыльский набор" и открывавший программу фильм 1988 года "Ми-кро-фон" Георгия Шкляревского, оцифрованный Национальным центром Александра Довженко специально для фестиваля. Героями фильма стали сельские жители, чьи дома находятся вблизи радиоактивной зоны. Люди, не знавшие фейсбука и инстаграма, не привыкшие к публичному высказыванию, впервые рассказывают о своих проблемах, делятся чувством растерянности и непонимания происходящего, жалуются на правительство, утаивающее от них важную информацию, и пытаются жить дальше. Звучащий в конце призыв "Включите ми-кро-фон!" – это желание как быть услышанными, так и услышать правду о последствиях катастрофы.
Помимо кинопрограммы на “86” прошли аудиовизуальный перформанс "Атомная кухня", читка документальной пьесы "Внутренний Славутич", в которой приняли участие актеры местной театральной студии "Драм Арт" и жители города, мастер-класс Сергея Буковского "Герой в документальном кино" и вело-просмотр от "Кинофестиваля Ровер".
Так, киевская молодежь, насмотревшись кино и погулявши в сосновых лесах, развеялась, загорела, обогатилась новым фестивальным опытом и уехала в столицу. А Славутич так и остался стоять среди сосен и берез.
"А вы откуда?" – окликнула нас молоденькая официантка из рядом находящегося от киноконцертного зала кафе. "Мы из Киева на кинофестиваль приехали", – отвечаем. "А, тут у нас каждый год мероприятия, цветы подносят на годовщину", – подхватила она. "Нет, это новое событие – фестиваль кино и урбанистики "86", с участием приглашенных кинорежисеров, документальным театром, и совсем тут рядом. Приходите!" – оживились мы. "Да? А мы живем тут и ничего не знаем", – смущенно заулыбалась девушка.
На несколько дней Славутич стал местом для столичной тусовки, открыв возможность для киевской молодежи приобщиться к новому, покрутить педали велосипедов, ещё раз поговорить об урбанистике, но при этом оставив большинство местных жителей в неведении о происходящем. Диалога между киевлянами и жителями города, кажется, так и не случилось. Единственным событием, где можно было услышать голоса славутичан, стала читка документальной пьесы "Внутренний Славутич", отображающая повседневный быт жителей города. В вечер читки зал Школы искусств собрал наибольшее за все время фестиваля количество горожан, которые активно включились в обсуждение и оптимистически говорили о своем будущем.
Услышат ли друг друга гости фестиваля “86” и обитатели города, в котором он проходит, покажет следующий год. Соорганизатор фестиваля Надя Парфан верит в то, что Славутич - это украинская Скандинавия, и рассказывает, что власти города идут навстречу новым инициативам. Вполне возможно, что “86” проходит в Славутиче первый, но не в последний раз.
Екатерина Яременко
Культуролог